Санкт-Петербург, Шушары+7 (812) 242-50-14 mail@alexmotorsspb.ru
Мототехника, аксессуары+7 (965) 001-00-61 sale@alexmotorsspb.ru
Запасные детали+7 (965) 001-00-62 parts@alexmotorsspb.ru
Ремонт садовой техники+7 (965) 004-00-66 moto@alexmotorsspb.ru
← Скрыть меню

RM VECTOR 551i ПРАВИЛЬНЫЙ ВЕКТОР… БЕЗ «ТАЙГИ» Обзор от BADMOTO

RM Vector 551i новейший снегоход на алюминиевой платформе компании «Русской механики».

Автор: Дмитрий Кузьмин

 

RM Vector 551i – это перелицованная «Тайга»? Очередная сугубо утилитарная машина с новомодным дизайном? Или наконец-то в России появился первый по-настоящему современный снегоход, который способен наравне конкурировать с зарубежными туристическими аппаратами?

 

RM Vector 551i – правильный вектор

 

Сразу имеет смысл закрыть вопрос на тему досужих рассуждений, мол, RM Vector 551i – это перелицованная «Тайга».

 

Нет. Перед нами совершенно новый снегоход, разработанный, что называется с чистого листа. Естественно, инженеры «Русской механики» использовали все свои лучшие наработки, полученные за годы производства снегоходов семейства «Тайги». Однако, построен RM Vector 551i на абсолютно новой алюминиевой платформе. И дабы лишний раз подчеркнуть принципиальный отказ от старого шасси «Тайги», в компании «Русской механике» приняли решение отказаться от использования даже слова «тайга» в названии нового снегохода.

 

RM Vector 551i достался мотор от модели «Тайга Атака», но всё сходство с «Тайгой» на этом и заканчивается.

РМЗ 551 жидкостного охлаждения с раздельным впрыском топлива в кривошипную камеру

 

К тому же, если карбюраторный мотор «Тайга Атака» развивает мощность в 60 л.с., то силовая установка RM Vector 551i с инжекторной системой подачи топлива выдает 67 «лощадок».

 

2-тактный двигатель РМЗ-551 EFI жидкостного охлаждения. Два радиатора расположены внутри тунеля во всю его длину.Электроный блок управления российского производства. Но всегда полезно иметь в запасе план «В», так что возможность ручного запуска мотора даже без аккумулятора совсем нелишняя.

Система впрыска топлива в сравнение с карбюраторной версией РМЗ-551 снизило расход топлива до 20%. Есть автоматическая коррекция параметров работы двигателя при использовании низкосортных сортов топлива (устранение детонационного сгорания топлива). В зависимости от внештатных ситуаций (перегрев двигателя, обрыв ремня вариатора) «электронный мозг» автоматически ограничит обороты двигателя.

 

Варианты запуска мотора: с ключа, с кнопки, ручной пуск

 

Возвращаясь к новой платформе.Чтобы лучше проиллюстрировать новизну рамы RM Vector 551i, на фото ниже для сравнения приведены конструкции старой платформы«Тайга Атака»и новой алюминиевой.

Старая платформа снегохода «Тайга Атака»

Новая платформа снегохода RM Vector 551i

 

В конструкции новой платформы появился верхний пирамидальный элемент, созданный из алюминиевых труб. Подобные пирамидальные элементы давно используются зарубежными производителями снегоходов.

 

«Пирамида» обеспечивает требуемую жёсткость рамы при существенном уменьшении всего веса снегохода. Масса рамы RM Vector 551i составляет 55 кг.

 

Обратите внимание на литые детали подмоторного пространства (на фото внизу выделены красным цветом). Они из алюминиевых сплавов, изготовленных по технологии точного литья под давлением.

 

Пирамидальная конструкция увеличивает жесткость рамы

Литые детали подмоторного пространства из алюминиевых сплавов, изготовленные по технологии точного литья под давлением

Проехав первые километры за рулем RM Vector 551i, меня не покидало странное чувство какого-то подвоха. Вроде бы едем на полноразмерном вайдтраке с гусеницей шириной в 50 см., однако характерной тяжеловатости в управлении, свойственной подобным машинам, практически не ощущалось.

 

Дальше-больше. Заехали в лес с плотным сосновым частоколом, вот, думаю, здесь-то вся печаль тяжелого «утиля» с широким траком и проявится.

 

У подавляющего большинства наших охотников и рыболовов, казалось бы, есть «железный» довод в пользу передней подвески на амортизаторных стойках: в лесу на «ломах» (так порой в народе называют переднею подвеску на снегоходах с амортизаторными стойками) меньше шансов зацепиться за кусты, пни. В подвеске меньше деталей, значит, и ломаться будет меньше.

 

Все верно! Правда, с одной лишь поправкой, что на амортизаторных стойках снегоход управляется значительно хуже в сравнении со «снежиком» на рычажной подвеске. Следовательно, «поймать» тот же пень шансов куда больше. Относительно ремонтнопригодности здесь ещё надо посмотреть, что легче отремонтировать – разбитую амортизаторную стойку или рычажную подвеску. Потом, с погнутым рычагом худо-бедно ещё как-то можно своим ходом выбраться из леса и доковылять до базы. Когда же «сложилась» амортизаторная стойка и снегоход остался без одной «ноги», общий расклад по самостоятельному возращению на базу гораздо печальней.

 

Единственный очевидный плюс так называемых «ломов» – это их дешевизна. Другие доводы в пользу амортизаторных стоек, на мой взгляд, просто не состоятельны, так как базируются на одном факте: до появления RM Vector 551i на отечественном рынке просто не существовало доступного по цене снегохода отечественного производства на современной рычажной подвеске. RM Vector 551i – первый и пока единственный в своем роде.

 

Правда, ради справедливости надо вспомнить, что RM Vector 551i – это первый отечественный снегоход на алюминиевой платформе, который дошёл до серийного производства.

 

Еще в начале 80-х годов на Рыбинском моторного заводе (где уже выпускался «Буран») группа инженеров активно трудилась над созданием снегохода на облегченной платформе. Одним из первых таких лёгких снегоходов стал «Поиск» на дюралевой клепанной раме и с весьма продвинутой на тот момент задней подвеской.

1980-1981 Испытания снегохода «Поиск» на дюралевой раме и с оригинальной задней подвеской с двумя горизонтально расположенными амортизаторами

 

По техническим характеристикам и применённым технологиям опытные образцы «Поиска» на начало 80-х годов не уступали зарубежным образцам. По некоторым же параметрам их превосходили. Например, гидравлическая система тормозов на наших снегоходах появились раньше.

 

Интересный момент, легендарный Паули Пииппола, придумавший знаменитую подвеску РРS с горизонтально расположенным амортизатором, устроился работать на завод Lynx в 1982 году. На Рыбинском моторном заводе подобная подвеска с горизонтально расположенным амортизатором давно уже проходила свои ходовые испытания.

 

В 1983-1984 гг. на свет появился «Икар» с алюминиевым тоннелем, с чекой безопасности, с «прозрачной» задней подвеской с одним амортизатором. Говоря современным языком, «Икар» сразу позиционировался, как машина для работы и отдыха. К сожалению, «Икаров» выпустили всего 184 единиц. Потом от «партии и правительства» поступили новые вводные, и на производстве «Икаров» поставили жирный крест.

«Икар» – один из первых российских снегоходов, на котором появилась алюминиевый туннель, а в задней подвески использовался амортизатор с горизонтальным расположением

 

История создания RM Vector 551i так же не простая. Впервые его прототип под названием «Дискавери» засветился на марафонской снегоходной гонке «Ямалкан» в 2014 году. Тогда на «Дискавери» стоял 4-тактный немецкий двигатель Weber. Снегоход вызвал у всех присутствующих спортсменов и зрителей неподдельный интерес.

 

Мне довелось немного проехать за рулем «Дискавери», и тогда он меня совсем не впечатлил. Как-то не уловил большой разницы от обычной «Тайги Барс» с таким же 4-тактным мотором Weber.

Прототип RM Vector 551i проходит испытания боем в тяжелейшей марафонской гонке снегоходов «Ямалкан»

 

Реальная гонка в тяжелейших условиях выявила у прототипа ряд недочетов в конструкции, требующих кардинальных изменений. Затем состоялась целая серия других полевых испытаний, после которых всю платформу вместе с подвесками отдали на перерасчёт и проверку прочности в университет МГТУ им. Н. Э. Баумана. Одновременно в доработку ушёл и внешний дизайн «Дискавери».

 

После чего по рекомендации специалистов из «бауманки», в платформу RM Vector 551i внесли ряд изменений, повышающих её прочность без увеличения веса. Так, например, на туннеле появились дополнительные выштамповки «рёбер» жёсткости, а передняя подвеска получила усиленные рычаги.

По расчётам на прочность, проведенным в МГТУ им. Н. Э. Баумана, на туннели появились дополнительные «рёбра» жёсткости, а переднюю подвеску усилили более прочными рычагами

 

В общем, к созданию RM Vector 551i в «Русской механике» подошли более чем основательно. Однако, лично я в чудеса как-то не верю. Так что, когда на RM Vector 551i заезжал в густую лесополосу, морально был готов к затяжным манёврам с частым использованием заднего хода.

Не знаю, как это получилось сделать у инженеров «Русской механики», но по управляемости и манёвренности RM Vector 551i точно удивит многих.

 

Осмелюсь предположить, что даже бывалые снегоходчики, делясь впечатлениями от управления «Вектором», непременно вспомнят самые лучшие модели зарубежных снегоходов.

 

Снегоход настолько хорошо сбалансирован и лёгок в управление, что на нём можно пролезть практически везде. Про заднею передачу почти и вспоминать не пришлось. Куда посмотрел, туда и едем.

 

Компонуя узлы и агрегаты на RM Vector 551i, инженеры постарались расположить их максимально сбалансированно относительно продольной оси снегохода.

Новая коробка передач специально разрабатывалась под RM Vector 551i. С привычной для платформы «Тайги» левой стороны, КПП «переехала» на правый борт и в ней реализован удобный, линейный алгоритм переключения. Трансмиссия – вариатор. Режимы функционирования: пониженная, повышенная, реверс, нейтральная передача.

Еще одной заслугой хорошей сбалансированности снегохода стала низкая установка и смещение двигателя ближе к водителю, позволившие сместить центр масс к ведущему валу гусеницы. За счёт чего снегоход в целом получился легко управляемым и на нём не трудно балансировать даже в моменты сложных манёвров.

 

На мой вкус, RM Vector 551i уж слишком устойчивым получился. Безусловно, на разбитом трейле или при активных маневрах по лесистой местности хорошая устойчивость для снегохода только во благо. Комфортно, прогнозируемо, безопасно.

 
  • ход передней подвески 225 мм
  • два прямых А-образных рычага
  • поперечный стабилизатор
  • колея лыж (между центрами) 1100 мм (+/-40 мм)

Ради эксперимента можно было бы попробовать стабилизатор поперечной устойчивости сделать отключаемым. Конечно, снегоход потерял бы определенную степень устойчивости на плотном снегу, зато охотней валился бы набок в глубокой целине. Впрочем, RM Vector 551i – это полноценная туристическая машина, а не для экстремального deep snow

 

Без всяких натяжек RM Vector 551i – это настоящий туристический снегоход, отвечающий современным мировым стандартам. И пусть не вводит в заблуждение его широкий трак в 50 см.

 

Если все амортизаторы перевести в максимально жёсткие настройки (а у RM Vector 551i «аморты» регулируемые), то и на ухабах лесных дорожек «Вектор» готов выдать своему пилоту качественную дозу адреналина.

 

Нет, не хочу назвать «Вектор» спортивным снегоходом. Тем не менее данный «снежик» вполне способен на веселый драйв. Естественно, в меру своих 67 лошадиных сил.

 

Задняя подвеска с двумя амортизаторами. Да, многие в ней увидят сходство с легендарной подвеской PPS (Pauli Piippola Suspension) используемой в финских снегоходах Lynx. Но, как мы уже выяснили выше, к горизонтальному расположению амортизаторов в задней подвески снегоходов ранее приходили и рыбинские конструкторы.

 

Ход задней подвески RM Vector 551i равен 385 мм, что для снегохода данного класса, скромно говоря, весьма хороший показатель. На минуточку, у одного из продвинутых на сегодняшних дней горного снегохода Polaris на платформе AXYS ход задней подвески равен 400 мм. А пожалуй, у самого комфортабельного туристического снегоходов Ski-Doo Expedition SE 1200 4-TEC c гусеницей шириной также 500 мм, ход задней подвески составляет 340 мм.

Амортизаторы регулируются по характеристикам демпфирования (мягче/жёстче). Есть и ступенчатая регулировка предварительного натяжения пружин, позволяющая корректировать настройку подвески соразмерно массе груза, который взят на снегоход.

 

Лично мне, задняя подвеска RM Vector 551i понравилась плавностью хода и тем, что даже на жёстких приземлениях не пришлось услышать звон «пробитого» амортизатора. Хотя задний брызговик и был жестоко оторван, что навело на мысль, а может «аморты» еще жёстче сделать?

 

Впрочем, перед нами не спортивная машина, а чистокровный «турист», у которого над всем превалирует Его величество комфорт и нет задачи побеждать в гонках.

 

Широкий трак пусть и не чувствуется, но он остаётся на месте, выступая гарантом повышенного уровня выживаемости снегохода на нетронутой снежной целине.

Трак Beaver WT производства курского завода «Композит». Длина гусеницы 3968 мм. Шаг 64 мм. Грунтозацепы полукруглой формы, высотой 30 мм.

 

Не покривлю душой, если скажу, что на сегодняшний день RM Vector 551i самый современный и комфортный снегоход, который когда либо производился в России.

 

Безусловно, о дизайне внешнего облика «Вектора» будут самые разные мнения и противоречивые впечатления: от «о боже, какой он страшный» до «ну, наконец-то в России сделали нормальный, красивый снегоход».

 

На мой вкус, внешний дизайн у RM Vector 551i очень даже годный. Смущает только архитектура переднего трубчатого бампера. Как-то он не вяжется со всем статным видом снегохода. Зато бампер идёт в стоковой комплектации и если вдруг беда, то он надёжно прикроет и демпфирует удар.

 

И если о внешнем облике можно сколько угодно долго спорить, то с функциональностью и эргономикой всё достаточно просто. Либо всё удобно и работает, либо у нас проблемы.

 

И кстати, у прототипа RM Vector 551i с эргономикой были весьма серьёзные проблемы. Низкое сидение, неудобный руль, подножки с маленькими дренажными отверстиями. Но пока «Вектор» добрался до серийного производства общую эргономику подняли на уровень стандартов зарубежных туристических снегоходов.

 

Модульное двухуровневое сидение.Ручки пассажира оборудованы отдельной системой подогрева и пластиковой защитой. При необходимости пассажирский модуль демонтируется, и на корме освобождается дополнительное место для багажа.

Если пассажирское сидение остается на месте, то под ним располагается небольшой бардачок.

 

Под водительским сидением спрятан мощный, а главное надежный аккумулятор авторитетного японского производителя Yuasa, автоматически снимающий все опасения, что в какой-то момент «аккум» сам по себе возьмет и разрядится. Аккумуляторы Yuasa обладают повышенной мощностью и увеличенным сроком службы.

 

Цветная строчка на сидение, кому-то может показаться излишним пижонством. Но это, как запонки на дорогой рубашке. Вроде абсолютное баловство, но они способны очень тонко и точно подчеркнуть высокий уровень общего стиля своего хозяина.

 

Рулевая колонка регулируется по  четырем положениям  с максимальной разностью по высоте – 83 мм, в горизонтальном направлении – 75 мм.

Светодиодная фара специально разрабатывалась под модель RM Vector 551i. Ближний свет 1100 люмен. Дальний свет 3200 люмен. Во время включения дальнего света используются все светодиоды, включая элементы ближнего света.

Ветровое стекло надёжно прикрывает водителя и его руки от набегающего встречного воздуха.

 

Информативная приборная панель с электронным указателем уровня топлива. «Горная стропа» и J-образные рукоятки руля, давно ставшие нормой для снегоходных «иномарок», на RM Vector 551i смотрятся как само собой разумеющиеся.

 

Багажная платформа окантована алюминиевым профилем, приспособленным для быстрого крепления багажа.

 

Казалось бы, мелочь, вместо стальной трубы для багажника сделать специальный алюминиевый профиль, но именно подобные детальные проработки во всём у RM Vector 551i определяют его статус, как снегохода отвечающего современному времени.

РЕЗЮМЕ

 

RM Vector 551i:

 

  • обладает отличной маневренностью и легким управлением
  • передняя рычажная подвеска сверхстабильна (некоторым может показаться, даже чересчур стабильна)
  • эргономика и комфорт на уровне современных снегоходов зарубежного производства
  • классификация: туристический вайдтрак нового поколения
  • ближайшие конкуренты по техническим характеристикам и комплектациям – это снегоходы зарубежного производства из более высокого ценового сегмента.
 

RM Vector 551i – первая ласточка, отчетливо сигнализирующая, что компания «Русская механика» крепко стоит на ногах и готова производить современную качественную продукцию.

 

Легендарный «Буран» и модели семейства «Тайга», естественно, останутся на конвейере. Однако, с RM Vector 551i вектор развития рыбинского предприятия, явно взят в сторону снегоходов премиального уровня.

 
 
Технические характеристики RM Vector 551i
Двигатель РМЗ-551 EFI
Объем, см3 / цилиндры 553 / 2
Мощность, л.с. 67
Тип 2-тактный
Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 76х61
Топливная система впрыск
Охлаждение жидкостное
Максимальная скорость, км/ч не менее 105
Трансмиссия вариатор, пониженная, повышенная, реверс, нейтраль
Тормозной механизм гидравлический, дисковый
Система запуска электрическая и ручная
Система смазки раздельная
Емкость масляного бака, л 2,5
Топливный бак, л 42
Колея лыж (между центрами), мм 1100 (-/+ 40 мм)
Ход пер. подвески, мм 225
Ход зад.подвески, мм 385
Гусеница:  
Длина,мм 3968
Ширина,мм 500
Высота, мм 30
Габариты снегохода, Д×Ш×В, мм 3250х1270х1425
Сухая масса, кг 320